Специалисты против блогеров: почему современные дети не хотят учиться

 В современном мире наблюдается острый недостаток специалистов, способных решать сложные задачи на профильных предприятиях. Печальная статистика, отраженная в официальных показателях, свидетельствует также об уменьшении количества образовательных учреждений. Негативные тенденции прослеживаются во всех сферах образования, но особенно они заметны в среде подготовки квалифицированных рабочих и служащих. 

Так, согласно данным с 2005 по 2018 год, количество выпускников по этим направлениям снизилось более чем в три раза. Самих вузов при этом стало на 2 341 меньше. 

«Не хочу учиться, хочу тусить»

Все чаще можно услышать от детей, что они не хотят поступать в университеты, или осваивать производственные специальности. Вместо этого, каждый второй решает стать «блогером» и зарабатывать на собственной медийности. 

 

Если смотреть на статистику выпускников - перед нами предстанет печальная картина. В 2005 году профильные университеты выпустили 703 тысячи квалифицированных рабочих. А в 2018 - всего 194 тысячи. 

При этом, согласно данным «Федеральной службы государственной статистики» за 2016 – 2018 года, каждый третий выпускник высших и средних профессиональных учебных заведений не работает по специальности. В абсолютных цифрах это 1,2 миллиона выпускников. 

Закрытие и реорганизация вузов - тенденция, связанная с общим снижением числа поступающих. Дети уже давно не считают, что получение диплома необходимо для достижения успеха. Масла в огонь подливают модные блогеры и популярность медийных площадок. 

 

YouTube, TikTok и MORGENSHTERN

Корнем проблемы с нежеланием детей учиться многие специалисты называют агрессивное медийное поле, создающее у молодых ребят иллюзорное представление о мире. Между тем каждый не может стать звездой. 

Дети особенно восприимчивы к ярким и запоминающимся образам массовой культуры. 

Популярные артисты, зарабатывающие огромные деньги на своем творчестве, были всегда. Но в XXl веке, с появлением таких площадок, как YouTube и TikTok, каждый желающий может попробовать себя в роли селебрити. 

Единицы достигают успеха, а миллионы безуспешно пытаются привлечь к себе внимание, не желая при этом учиться и развиваться. Ситуация осложняется тем, что сами “звезды” активно пропагандируют свой образ жизни, выставляя свой успех напоказ и противопоставляя его “серой действительности”. 

Популярный артист Алишер «MORGENSHTERN» Валеев, к примеру, хвастается тем, что был отчислен из Башкирского педагогического университета. В текстах своих песен он подчеркивает, что добился успеха без образования. 

Молодые люди смотрят на то, как подобные популярные исполнители зарабатывают миллионы с продаж альбомов, написанных «на коленке». После этого интерес к учебе резко пропадает. 

Ситуация внутри высших учебных заведений также показывает, что современное поколение не заинтересовано в получении специальности. Согласно исследованию Уральского федерального университета, в 2020 году лишь 15% обучающихся в вузах студентов хотят и могут учиться. У остальных нет желания, мотивации и интереса. 

Ситуация близка к критической, ведь всего 20 лет назад в России получать высшее образование было модно, а вчерашние школьники стремились попасть в престижные вузы. 

Студенты предпочитают думать о зачетах в последнюю очередь. Из места для получения специальности вузы постепенно превращаются в места «тусовок», куда молодые люди приходят лишь для того, чтобы социализироваться. О том, чтобы работать по специальности в будущем, речи не идет. 

Исследование агрегатора по поиску работы HeadHunter показывает - лишь 40% выпускников желают устроиться на работу в профильной области. 

Как вернуть престиж высшего образования?

Над этим вопросом бьются преподаватели по всей России. Комитеты по образованию выстраивают планы по развитию университетов. Структуру высшего образования реорганизуют, а обучение пытаются сделать интересным. Но печальная статистика показывает, что молодые люди хотят совсем не скучных лекций в пыльных кабинетах. 

Решением проблемы может стать включение в процесс обучения интересных и запоминающихся элементов. Так называемая геймификация образования. 

Периодическое использование игровых элементов помогает воздействовать на эмоции человека, вызывая интерес. 

Однако сложно представить, как профильные педагоги будут конкурировать на этом поприще с современными звездами. Включение в учебу игровых элементов может помочь, но использование только этой стратегии не поможет выиграть «войну за умы молодежи». 

Вместе с тем, российское правительство также пытается вернуть престиж высшему образованию. Уже в 2012 году был запущен проект «5-100», нацеленный на попадание российских вузов в число лучших мировых образовательных учреждений. 

Уже можно наблюдать первые успехи программы. К примеру, Санкт-Петербургский университет ИТМО в 2020 году вошел в топ-40 лучших вузов в рейтинге QS EECA (рейтинг высших учебных заведений развивающихся стран Европы и Центральной Азии). 

Однако, если смотреть на общую картину, до реализации проекта по выведению пяти российских вузов в мировой топ еще далеко. Статистика рейтинга ARWU (Academic Ranking of World Universities) показывает, что четыре сильнейших университета России за 2020 год не только не сумели укрепить свои позиции, но и частично опустились в таблице. 

В итоге можно с уверенностью сказать, что российская система высшего образования нуждается в реформации. Образование определенно следует развивать быстрее, чем общество. Иначе общество просто посчитает его не нужным. 

Российским вузам нужно подстраиваться под новую действительность, в которой на первый план выходит «быстрая информация» и «клиповое мышление». Молодых людей нужно обучать не только практично, но и интересно. 

Большой толчок к подобным реформам могло дать вынужденное дистанционное обучение, вызванное вспышкой коронавирусной инфекции. Однако пока рано судить о результатах изменений, последовавших за введением «тотальной удаленки». 

 

Молодым людям стоит помнить, что звездами становятся единицы, а добиться успеха в жизни можно не только снимая видео для TikTok. Квалифицированные работники нужны всегда, вне зависимости от экономической ситуации или временных трендов. Именно поэтому российскому образованию необходимо вернуть его престиж. 

 

 

 

 Автор: Павел Алексеев

 

Подпишитесь на нас в соцсетях

VK



Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Поиск по сайту

Тэги по теме