«Кванториум»: будут ли в России новые научные лидеры или блогерство сотрет надежды?

2021-ый в России стал годом науки и технологий. По плану главный акцент планируется сделать на поддержке юных и молодых исследователей. Ученые, руководители инновационного бизнеса и высокотехнологичных производств нуждаются в новом поколении научных лидеров.  Однако всё ли так просто на практике? С какими основными проблемами сталкиваются детские технопарки и интересно ли это самому подрастающему поколению?

 

Будущее за «Кванториумами»

На сегодняшний день в 75 субъектах страны работают 111 технопарков «Кванториум», направленных на воспитание исследовательской культуры. Из плюсов сразу можно отметить то, что строятся они на деньги федерального бюджета. Уже через 3 года планируется увеличить их число до 245, чтобы дети всесторонне развивались в науке и технике.

На данном этапе реализуются 13 важных и перспективных направления, названные «квантами». Исследовательская работа проводится в области энергетики, умных технологий (хайтек), робототехники, проектировании, космонавтике, биологии. Кроме того, ведется работа с наноматериалами, геоинформационными технологиями,  летательным и наземным транспортом, а также с виртуальной и дополнительной реальностью.

Пока что технопарки широко не охватывают гуманитарные науки, но это не значит, что детям с таким мышлением нет входа в «Кванториум». Именно здесь можно найти высокотехнологичное оборудование, позволяющее создавать прототипы собственных изобретений. Причём каждый субъект России  сам выбирает, какие направления будут входить в местный технопарк, исходят из требований конкретного региона.

Почему важно развивать «Кванториумы»

 В Северной столице на данный момент уже есть один технопарк, открытый в минувшем году. 1 сентября 2021 года в Василеостровском районе планируется открытие Школьного «Кванториума», который станет концептуально новым среди других платформ.

Детский технопарк будет открыт на базе ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная». Мы пообщались с Сыркиной Марией, ответственной за открытие нового «Кванториума». Она рассказал, что о принципиальных отличиях новой платформы, а также объяснила важность детских технопарков.

«Его главное отличие в том, что «Кванториум» создается на базе школы для использования приобретаемого оборудования, средств обучения и воспитания для углубленного освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, внеурочной деятельности, а также программ дополнительного образования. Также Школьный «Кванториум» может быть использован как база обучения педагогов других образовательных организаций по применению современного оборудования в рамках урочной и внеурочной деятельности»

- рассказала Мария.

 

- Почему же это так важно?

- Ряд стран Запада вышли на этап постиндустриального развития, что позволяет им  занимать  лидирующие места в мировой экономике. Увы, современная Россия на данный момент в число данных стран не входит.

- Неужели у нас действительно такое отставание?

- Да, сегодня мы стараемся семимильными шагами сократить то отставание, которое возникло. Причину данной ситуации как нельзя лучше раскрывает высказывание  Наполеона Бонапарта:  «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Главным богатством любого государства является ЧЕЛОВЕК, в первую очередь его умственные способности. Мы же зависим от ресурсов, ежедневно обеспечиваем выкачивание миллионов тонн нефти, миллионы кубов добытого газа, миллионы гектаров вырубленного леса. При этом мы забываем, что на протяжении всей истории Россия славилась великими умам ученых в различных направлениях – от работ по физиологии до покорения космоса. 

- Но вы полагаете, что именно такие проекты решат проблему и раскроют потенциал людей?

- Да, конечно. Одним из способов преодоления данной проблемы являются всевозможные проекты Министерства Просвещения, направленные на поиск и выявление одаренной молодежи. Такими проектами является «Точка роста», «IT куб», «Кванториум». данные проекты являются на самом деле полезным и нужным открытием  как для страны в целом, так и для отдельного ребенка. Их целью является создание условий для внедрения в дополнение к школьному  образованию новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. Ну а если более простым языком – система образования уже с первого класса стремиться развить в ребенка способность познавать мир через использование новейших технологий, которые станут доступны каждому ученику. У детей открывается возможность выбора того, чем он хочет заниматься, пробовать и дерзать в различных сферах естественных и технических науках и к выпускному классу не просто определиться, кем они хочет стать, а проникнуться этой профессией и знать ее до «последнего болтика».

Но, по словам Марии, не обошлось и без «ложки дегтя». И, действительно, в процессе реализации проектов система образования столкнулась с рядом проблем, решение которых до сих пор остается открытым.  

Подводные камни «Кванториумов»

Мария рассказала, что одной из проблем стал преподавательский состав, который весьма непросто найти.

«Будучи руководителем одного из данных инициатив, я столкнулась с тем, что привлечь в школу специалиста по промышленному дизайну, системному администрированию, VR/AR разработкам, кибергигиене и большим данным  практически невозможно. Если специалист является профессионалом в своей области, то он уже давно работает в крупнейших компаниях, зарабатывая не одну сотню рублей в месяц за свои гениальные способности. Рассчитывать на  «благотворительность» в современном капиталистическом мире не приходиться и поэтому лишь незначительная доля вышеупомянутых специалистов готовы посветить свое время для развития современных детей. составВ этом случае приходиться обращаться к студентам ВУЗов, но отсутствие опыта в работе с подрастающим (и достаточно сложным) поколением, отсутствие практических знаний в преподаваемой области часто приводит к снижению качества образования», - пояснила Мария.

Но куда более серьезной проблемой оказалась наполняемость необходимых для развития технопарка детских групп.

«Повторюсь еще раз – современная молодежь сильно отличается от того, какими были мы, да и от тех, с кем мне приходилось работать в первые годы своей педагогической карьеры. Их интересы складываются под влиянием социальных сетей, не всегда мотивирующих на интеллектуальное развитие. К моему огромному сожалению, именно они сегодня оказывают значительное влияние на современного ребенка. Даже проводя ежегодно социальный опрос в рамках урока обществознания на профориентацию, все больше учеников 6-7 классов заявляют о том, что хотят стать блогерами. Но каждый из нас понимает, что этот вид деятельности, хоть и оплачиваемый, но очень непостоянный и быстроменяющийся.  В этих условиях привлечь ребенка к необходимости постигать высокие технологии, заниматься научной деятельностью довольно сложно», - рассказала руководитель «Кванториума».

И с этим, действительно, сложно поспорить, ведь современные дети и подростки слишком зависимы от социальных сетей и им сложнее устанавливать контакты в реальной жизни. Хотя есть в виртуальной жизни и плюс: можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но этого мало для успешной социализации.

В технологическое будущее

Возможно, стоило бы в этой ситуации использовать блогерство во благо, чтобы известные представители видеохостингов призывали молодежь к участию в исследовательской деятельности. Ведь сам этот феномен уже плотно врос в жизнь общества, поэтому нужно подстраиваться под него и использовать с максимальной пользой.

Беседуя с нашей редакцией, руководитель проекта Мария резюмировала: «Я, как человек позитивно смотрящий на мир, верю в то, что в ходе реализации проектов мы сможем обойти стороной нависшие проблемы и воспитать целеустремленное, ответственное, всесторонне развитое поколение, которое достойно представит Россию на арене научной славы».

Будем верить и мы, что «Кванториумы» смогут обеспечить раннюю профориентацию, а также разовьют 4к-навыки: командную работу, креативность, критическое мышление и коммуникабельность. Без этого не построить технологическое будущее, которое пора уже строить в настоящем.

 

 

Автор: Роман Журавлев

Подпишитесь на нас в соцсетях

VK



Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Поиск по сайту

Тэги по теме