Электросамокаты-убийцы: истинное зло для пешеходов вне правового поля

Во многих больших городах России закрепились новые участники дорожного движения. Автомобилисты уже начинают привыкать, что на дороге можно встретить человека на электросамокате. Правда, на проезжую часть мчатся лишь те, кто уверен в своих нервах и знаниях ПДД. Как правило, они перемещаются со скоростью потока машин, придерживаясь, как и велосипедисты, правой стороны дороги.

Тем не менее, пешеходы вряд ли свыклись с теми, кто несется на электросамокате по тротуарам. Количество ДТП с этим видом транспорта растет в геометрической прогрессии. Повезло, если сам самокатчик или тот, кто отказался под колесами, отделался лишь синяками или порванной одеждой. Однако последствия бывают куда серьезнее.

Жертвы, получившие травмы, не знают, где искать справедливости.  При этом сотрудники ГИБДД сами затрудняются определить виновника аварии, поскольку нет законодательства, регулирующего движение электросамоката. Действительно ли самокатчики несутся по дорогам вне правового поля? Как поступают за рубежом? И можно ли совладать с очередным злом, представшим перед пешеходами? 

 

Ходи и оглядывайся

Опасность электросамокатов для пешеходов мало где афишируется. Например, в Петербурге и дальше царила бы тишина, если бы артист балета Мариинского театра не впал в кому  после падения с самоката. Лавируя между пешеходами, он случайно задел одного из них  и во время падения сильно ударился головой об асфальт.

Стоит отметить, что это один из редких случаев, когда на больничную койку попадает самокатчик. Ведь чаще всего под колеса попадают именно пешеходы, особенно сейчас, в разгар сезона. Страшнее всего за детей, которые потенциально могут попасть под 100 килограммов мяса и железа.  Например, в Москве 4-летний мальчик попал под электросамокат в парке, но, к счастью, отделался только царапиной.

Хотя удивляться этому не приходится, учитывая, что водители самокатов нередко умудряются подрезать машины на проезжей части. В связи с этим автовладельцы предпочитают, чтобы электросамокатов с ними рядом не было.

Стоит отметить, что лихачи часто получают замечания, как от водителей, так и от пешеходов. Правда, самокатчиков это мало пугает. Например, в Северной столице группа молодых людей сбила двух пешеходов, один из которых вступил с ними в конфликт. Закончилось всё тем, что человека, оказавшегося под колесами, несколькими ударами вмяли в асфальт.

 Как же тогда искать управу на любителей электросамокатов, если на замечания они реагируют неадекватно, а закона против них нет?

«Слепые» сотрудники ГИБДД

Инспекторы предпочитают не замечать электросамокаты, поскольку они отсутствуют в правилах дорожного движения. Однако градация по мощности устройств всё-таки есть. Владельцы самокатов со слабым двигателем считаются пешеходами, но когда их мощность выше четверти киловатт, они приравниваются к мопедам. В таком случае, для поездки по дороге нужны права категории «М».  Есть среди самокатов и те, что приравниваются к мотоциклам, а значит и права нужны соответствующие. Но, к сожалению, об этом мало кто знает, поэтому любителей данного транспорта чаще всего признают за пешехода или водителя мопеда, в зависимости от ДТП.

Учитывая то, насколько электросамокаты стали популярны, необходимы четкие и понятные правила для участников движений. Пока что есть лишь предложения прописать правила в ПДД, установить возрастные ограничения или маркировать двухколесный транспорт по мощности. Но даже если они будут введены, существует и другая проблема.

Безнадзорный кикшеринг

Сегодня взять самокат в аренду может любой. Для этого не нужны ни права, ни паспорт. Даже если введут права для любителей двухколесного транспорта, кто будет следить за их состоянием. Ведь большинство аварий на электросамокате происходят из-за алкогольного опьянения.

К тому же, сейчас арендовать самокат может любой, ведь возраст клиента никем не проверяется. Он сам заполняет все необходимые данные для регистрации, при этом представлять какие-либо документы не требуется. Ограничить скорость движения своих электросамокатов в местах большого скопления людей в полной мере пока никто не может. Но даже если какой-либо лимит будет установлен, водить данный транспорт никто не научит, как и не проверит, трезв ли арендатор.

Кроме того, доступные цены предрасполагают к тому, чтобы электросамокатами пользовались. Например, за час езды придется отдать всего 350-650 рублей. Стоит учитывать и то, что многие кикшеринговые компании никак не следят и не наказывают любителей экстремального вождения. Но даже если аккаунт лихача заблокируют, никто не мешает ему завести новый, зарегистрировав на другой номер.

Кто же будет нести за это ответственность, если кикшеринговые компании прежде всего думают о прибыли, а не о безопасности, отмахиваясь от всех инцидентов расплывчатыми отговорками? Вероятно, никто. Например, сервис Urent заявил о намерении инвестировать 100 млн рублей в обучение клиентов вождению. Только правила будут касаться не поведения на дорогах или тротуарах, а тому, как сохранить электросамокат.

Законодательная яма

Ещё летом прошлого года Минтранс РФ пытался регламентировать правила пользования средствами индивидуальной мобильности, в число которых входят и самокаты, однако проект закона был отправлен на доработку. Новая попытка вписать двухколесный транспорт в рамки законодательства была предпринята в феврале текущего года, однако никаких изменений так введено не было.

В теории, перемещение на электросамокатах на дорогах общего пользования уже запрещено, однако люди ежедневно встречают лихачей в своих городах. Однако нет сомнений, что культуру вождения нужно развивать. Любые правила будут бесполезны при отсутствии осторожности и уважения к своей и чужой жизни.

Стоит отметить, что в России ежегодно в ДТП погибает около 20 тыс. человек. Из них треть приходится на пешеходов. При этом сколько из них погибло на электросамокатах точно не установлено. Отдельная статистика по этому транспорту просто не ведется.

Известно лишь то, что в 2020 году более 5,5 тыс. случаев ДТП случились с участием велосипедистов. Из них 376 с летальным исходом.

Выходит так, что проблема существует, а цели поправок не обеспечивают безопасность пешеходов. Единственное, к чему пришли точно, это запрет на передвижение в нетрезвом виде. Однако наказания за это не предусмотрено. Почему в Европе такие проблемы сведены к минимуму?

Там уже установлено ограничение скорости, приравнивающее самокаты к велосипедам. В некоторых государствах на них вообще запрещено передвигаться совместно с пешеходами или автомобилями. Но где же тогда ездить? По локальным зонам или велосипедным дорожкам, которых в европейских странах хватает. В России же их практически нет, не считая Москвы, которая пытается оборудовать ими дороги. Вот и выходит, что за технологиями мы погнались, а безопасность перемещения не предусмотрели.

Но ведь возможность строить велодорожки есть. Для этого и был запущен нацпроект «Безопасные качественные дороги», цель которого заключается в снижении численности погибших от ДТП. Да, и средства для реализации выделяются немалые.

Стоит отметить, что в Европе на первых порах также сначала столкнулись с настоящим хаосом на дорогах, однако решение проблемы быстро было найдено. Например, в Германии самокаты должны получить номера, пройти сертификацию, а также для них стоит ограничение скорости в 20 км/ч. Выезжать на проезжую часть или тротуар только в случае отсутствия велодорожки. В случае каких-либо нарушений водителю двухколесного транспорта грозит штраф до 180 евро. Если самокатчик пьян, то размер штрафа вырастает до автомобильного.

Во Франции и вовсе запрещено ездить где-то кроме велодорожек, а штраф за нарушение доходит до 1500 евро. А в Великобритании для вождения электросамоката и вовсе необходимо получить права и передвигаться только по разрешенным для этого зонам.

На данный момент из всех предложенных идей самой перспективной выглядит приложения для ограничения скорости, но, повторюсь, темпы внедрения оставляют желать лучшего. Выгнать самокатчиков на дорогу, как бы ни хотелось пешеходам, так просто нельзя. И проблема заключается в качестве дорог, поскольку асфальт на проезжей части более зернистый. Стоит развивать и велодорожки там, где это возможно.

Как бы то ни было, запрета на электросамокаты уже не будет, а значит нужно проводить апгрейд ПДД и дорожной инфраструктуры, заметно отстающей по темпам развития от электротранспортной индустрии. Тревожные звоночки, подталкивающие перейти от популизма к действиям, уже давно прозвенели. Поэтому хочется видеть конкретные действия, пока летальные исходы с участием самокатов не стали обыденностью. Только тогда двухколесный транспорт, создаваемый для удобства и развлечений, перестанет восприниматься пешеходами и автолюбителями как истинное зло.

 

Автор: Роман Журавлев

Подпишитесь на нас в соцсетях

VK



Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Поиск по сайту

Тэги по теме