Дотации в регионы: можно ли остановить круговорот проблем и снять ношу с «доноров»

В России, как известно, многоуровневая бюджетная система. Конечно, каждый регион в отдельности представляет собой самостоятельную финансовую единицу, однако всё равно через центральные федеральные органы происходит определенное перераспределение денежных средств.

Те, которые зарабатывает больше, чем требуется для внутреннего потребления, становятся бюджетообразующими. Плохо развитые регионы называют дотационными, и именно они получают помощь на безвозмездной основе. Однако денег требуется весьма немало, ведь масштаб  дотационных регионов пугает – ведь на их территории проживает 76,2% всего населения.

Из приведенной ниже статистики видно, насколько неравномерно регионы получают финансовую помощь. Если сравнивать получаемую сумму некоторых регионов, разрыв превышает в несколько раз. На сегодняшний день сложилась такая тенденция, что из 85 субъектов, только 13 оставляют деньги в федеральном бюджете. Остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах. И, к сожалению, число богатых регионов может продолжать снижаться.

 

«Но почему так происходит?»

На сегодняшний день регионы не могут выйти из рецессии, поскольку дополнительным тормозом стала коронавирусная пандемия. Две другие основные проблемы сформировали настоящий круговорот: безработица и нежелание частного капитала вкладывать денежные средства в производственные мощности регионов.

Давайте по порядку. В 8 регионах уровень безработицы превышает показатель в 10%. Разумеется, меньше всего работающих в тех местах, куда идут наибольшие дотационные вложения, включая Северный Кавказ.

Конечно, в среднем процент безработицы растет небольшими темпами. За последний год показатель вырос на 1,3% и составил 5,9% по России. Однако оценка регионов по отдельности демонстрирует печальную статистику.

Так, например, в Ингушетии уровень безработицы достиг 31,6%, что является рекордным по стране. Следом идут Чечня (20,6%), республика Тыва (16,9%), Дагестан (16,%) и Алтай (16,1%). Такие данные не удивляют, если посмотреть на то, сколько в среднем по региону уходит времени на поиск работы. Если в лидирующем по этому показателю Санкт-Петербурге, где на трудоустройство уходит примерно 2,5 месяца, то в дотационных регионах на это тратится в 5 раз больше.

На вершине списка оказались регионы,  считающиеся в какой-то степени «депрессивными». Тенденция сложилась так, что в этих краях не хватает рабочих мест, но при этом сами регионы достаточно густонаселены. Однако, говоря о безработице, важно учитывать расплывчатость понятия в аграрных регионах. Ведь есть те, кто содержит свой земельный участок, кормится от него, но при этом не имеет никакого официального трудоустройства.

Некоторые, вроде Тывы, достаточно многоотраслевые, но находятся в некой изоляции от остальной части страны. Вот и получается, что такие регионы подпитываются за счет «доноров» вроде Москвы и Петербурга, где самый низкий уровень безработицы по стране.

Важно учитывать и такой момент, как внутренняя миграция. Ведь люди из многих регионов, независимо от суммы получаемых  дотаций, переезжают в самые богатые города России в поисках своей «золотой жилы». Разумеется, это влияет и на общую динамику. Хотя суммы дотаций продолжают расти, распределяются они в тех же пропорциях, оставляя всё в затруднительном положении бедные регионы, вроде Псковской области, внизу финансируемого списка. Что делать им, ведь денег дается меньше, но есть такие же проблемы?

Деньги выделяются, в первую очередь для того, чтобы создавалась новая инфраструктура и повышалась квалификация трудоспособного населения, связанная напрямую с уровнем образования. Однако увеличение дотаций пока не создает позитивный фон, ведь решение глобальных социальных проблем региона, в особенности безработицы, так и не получено.

Отсюда и возникает следующая проблема – нежелание инвесторов рисковать и вкладываться в дотационные регионы. Такая ситуация возникает исключительно из-за того, что людей хватает, но нет нужного количества профессионалов, требующихся частному капиталу.  Поэтому и нет привлекательного инвестиционного климата.

Однако сейчас достаточно возможностей повышения квалификации и профессиональных навыков, но не все умеют этим пользоваться. Поэтому не появляются новые производства, и, как следствие, нет новых рабочих мест.  Отсюда и возникает парадоксальная круговая цепочка: нет инвестиций ˃ нет новых производств ˃ нет рабочих мест ˃ безработица ˃ нет профессионалов ˃ нет инвестиций.

И так по новой. А ведь если бы регионы удалось подтянуть хотя бы до уверенного «среднячка», таких проблем уже не было бы.

 

Или надо как-то по-другому?

Маловероятно, ведь именно масштаб экономической зоны и селективный подход к ситуации лучшего всего создают возможность для маневрирования. Тогда уже можно играть с налогообложением, при котором все окажутся в плюсе. Например, создание некоей шкалы отчислений НДС в региональные бюджеты, которая позволит оставить часть средств в распоряжении предприятий. Такой подход, вероятно, сможет повысить и интерес частного капитала.

Понятно, что всё это идеализированно, однако должна существовать программа, ориентированная на изменение ситуации в регионах с учетом отраслевой промышленности. Сейчас всему миру бросил вызов коронавирус, однако нужно адаптироваться под современные реалии. Не забрасывать бездумно дотационные регионы деньгами, в надежде, что их разумно потратят, а подсказать, как делать правильно.

Не душить затянувшимися ограничениями бизнес, как это было в Петербурге, а продемонстрировать все прелести вложения в нераскрытые регионы. Возможно, тогда «среднячков» станет больше, а «донорам» не нужно будет нести на себе это тяжелую финансовую ношу.

 

 

 

 Автор: Роман Журавлев

 

Подпишитесь на нас в соцсетях

VK



Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Поиск по сайту

Тэги по теме