Выгода или ловушка? Чем рискуют пользователи каршеринга в России

проблемы каршеринга в россии

Современный мир меняется и подстраивается под потребности общества. Еще каких-то десять лет назад невозможно было представить сервисы поминутной аренды автомобилей. Кажется, что возможностей для передвижения по городу с комфортом у автомобилистов стало больше. Но так ли все хорошо на самом деле? 

Приход каршеринга в Россию стал внезапным - впервые жители мегаполисов получили возможность арендовать автомобили через мобильные приложения в 2013 году. Тогда на рынке появились сразу две компании - AnyTime в Москве и Street Car в Санкт-Петербурге. Сервисы сразу получили положительную оценку от водителей, отметивших удобство удаленной аренды.

Однако массовый российский рынок оказался не готов к приходу каршеринга. Первые компании на старте понесли большие убытки, поскольку россияне не привыкли пользоваться новыми сервисами. Петербургский  Street Car вовсе перестал существовать всего через два года после запуска. 

Второе рождение каршеринга стало возможным осенью  2015 году, когда в столице запустился сервис каршеринга «Делимобиль». Благодаря льготным условиям, предоставленным властями, компания быстро стала одной из крупнейших в Москве. Машины «Делимобиля» имели возможность бесплатно останавливаться в аэропортах и муниципальных парковках, а обширный автопарк позволял пользователям быстро найти автомобиль. 

Несмотря на огромный ажиотаж, по истечению пяти лет развития каршеринга к сервисам появилось много претензий.

 

 Автомобиль перестал быть собственностью

На старте запуска каршеринга автоэксперты заявляли, что благодаря развитию сервисов у каждого жителя крупного города будет возможность получить личное средство передвижения тогда, когда это и необходимо. Автомобилистам обещали удобство, отсутствие проблем с техобслуживанием, страховкой и налогом. Достаточно просто платить по тарифу и пользоваться технически исправным автомобилем.

Однако быстро выяснилось, что сервисы каршеринга не могут в полной мере заменить личный автомобиль. Водители стали жаловаться на прокуренные салоны, мусор на сиденьях и сломанные системы мультимедиа.

 


видео «Подслушано каршеринг».

Несмотря на большие штрафы и условия пользовательского соглашения, запрещающие оставлять в салоне мусор, пользователи продолжают сталкиваться с “убитыми” машинами. Техподдержка в подобных случаях советует отменить бронирование автомобиля и найти другое транспортное средство. Однако у водителей не всегда есть возможность быстро поменять выбранный автомобиль.

Еще одна возникающая проблема - штрафы для пользователей, невиновных в засорении машины. В сентябре 2020 года пользователь форума “Пикабу” dimkasss написал историю о вменяемом ему штрафе за оставление мусора в салоне арендованного автомобиля. По словам автора, покидая транспортное средство он не оставлял в салоне мусора или личных вещей. Однако штраф за нарушение автоматически списывается после жалобы со стороны следующего клиента сервиса. Доказывать свою невиновность приходится общаясь с техподдержкой. 

«На сколько я понял, если после вас в машину кто-то бросит мусор и сделает фото, а вы после завершения аренды не сделали фото салона, то здравствуй штраф», - пишет пользователь. (авторская орфография и пунктуация сохранены)

Эта история наглядно показывает еще одну проблему современных российских каршерингов - отсутствие возможности влиять на пользовательское соглашение.

Документы имеют вес

Сегодня в каршеринге может зарегистрироваться любой желающий. Достаточно достигнуть совершеннолетия и иметь водительское удостоверение. Зачастую компании не требуют от водителей опыта вождения - просят только фотографии с документами, подтверждающими личность, а также подтверждения согласия с пользовательским соглашением.

Регистрация происходит удаленно, без возможности внести изменения в какие-либо пункты документа. Пользователь может либо согласиться с условиями аренды, либо отказаться от использования сервиса.

При регистрации в каршеринге личные данные водителя попадают в распоряжение компании. В Сети встречаются истории об утечках этих данных, приводящих к страшным последствиям.

 В октябре 2020 года пользователь одного из столичных каршерингов Рафаэль Халилов получил письмо от мошенников, требующих перевести на их счет крупную денежную сумму. В случае отказа преступники обещали взять на его имя многомиллионные кредиты. Для подтверждения своих намерений мошенники прислали Рафаэлю пакет файлов, в которых он обнаружил собственные паспортные данные, а также фотографию с документами, отправленную для регистрации в каршеринге.

Из-за утечки персональных данных на Рафаэля оформили кредит на сумму 15.000 рублей. После отказа платить вымогателям, пользователь обнаружил в социальных сетях массовую рассылку сообщений с указанием его личных данных и ложных обвинениях в педофилии.

Подобные истории - редкость. Однако есть и типовые проблемы, из-за которых пользователи каршерингов теряют деньги.

Житель Санкт-Петербурга Никита Селиванов лишился транспортного средства, арендованного в каршеринге. Машину увезли на штрафстоянку.

Утром следующего дня пользователь связался с компанией, рассказав о сложившейся ситуации. В технической поддержке ответили, что их специалисты решат все самостоятельно и заберут транспортное средство.

Несмотря на заверения сотрудников сервиса, со штрафстоянки автомобиль эвакуировали лишь три дня спустя. На протяжении этого времени пользователь напоминал о необходимости забрать машину.

Машина ночью оказалась на штрафстоянке. Утром я позвонил в службу поддержки, для того, чтобы сообщить о ситуации. Мне сказали, что все специалисты заняты, но автомобиль заберут в ближайшее время. Такой ответ мне давали два дня и только вечером третьего машину забрали

рассказывает Никита

Полную сумму за простой автомобиля водителю пришлось оплачивать из собственного кармана. Автолюбитель обратился в каршеринг с требованием перерасчета суммы взыскания, однако в сервисе решили не вставать на сторону клиента, списав сумму с его личной банковской карты.

После этого инцидента Никита перестал пользоваться каршерингом и попросил у сервиса удалить его личные данные, а также данные его банковской карты. В технической службе это делать отказались.

В теории, они могут в любой момент снять с меня деньги без моего ведома,

отмечает пользователь.

Автоюрист компании “Юридическое Агентство Петербургское Право” Сергей Мавричев считает, что действия каршеринга не имеют юридического обоснования: 

Личные данные граждан Российской Федерации защищены законом. Пользователю могли отказать лишь в случае устного обращения, или общения через электронную почту. В данной ситуации он может написать официальное письменное обращение с требованием удалить персональные данные и отправить его на юридический адрес компании каршеринга. Если в компании откажутся удалять личные данные, пользователь может обратиться в суд и даже взыскать компенсацию”.

Парковки - не наша проблема

Автомобиль Никиты был эвакуирован за неправильную парковку. Это подводит к следующей крупной проблеме. Оставленные машины каршеринга ежедневно мешают множеству автомобилистов.

Пользователи сервисов не задумываются о том, где бросают транспортные средства. Машины перегораживают выезды из дворов, а иногда вовсе оказываются на тротуарах. С наступлением зимы проблема становится еще серьезнее: автомобили заносит снегом и они превращаются в настоящие «ледяные памятники».

 

Фото: «Подслушано каршеринг».

Такие автомобили остаются покрытыми льдом до потепления, или пока их не освобождают сотрудники сервисов. Пользователи каршеринга не могут самостоятельно расчистить машины, поскольку в комплектации арендованных машин не предусмотрены лопаты для снега или скребки.

Другая проблема с парковками - оставленные на закрытых территориях автомобили. Пользоватили каршерингов часто сталкиваются с невозможностью попасть к парковке, на которой остановился автомобиль. В таком случае поддержка сервисов возвращает деньги за бронирование, однако водители рискуют опоздать в место назначения. 

Обратная сторона медали

С проблемами сталкиваются не только пользователи каршеринга, но и сами сервисы. Машинам, припаркованным в неправильных местах прокалывают шины недовольные автолюбители. Также распространено воровство колес с арендованных автомобилей. В интернете можно найти множество фото-подтверждений того, как каршеринг остается стоять “на кирпичах”.

Чужие колеса: как каршеринг поменял автомобильный мир. Обратная сторона медали 

Фото: открытые источники

Компании отмечают, что из машин часто воруют технические жидкости и коврики, снимают дворники и ломают системы мультимедиа. Вандалов не останавливают даже камеры, расположенные внутри каждого автомобиля. 

Еще более серьезная проблема - водители, арендующие транспортные средства по поддельным документам. Каршерингом активно пользуются наркокурьеры и лица, находящиеся в розыске. При любой опасности такие “клиенты” в лучшем случае просто бросают машину, а в худшем - становятся виновниками ДТП. 

Ущерб, нанесенный незарегистрированными пользователями полностью оплачивается за счет самого сервиса каршеринга. Убытки могут перекрывать стоимость нового автомобиля. Сервисы пытаются бороться с преступниками, регулярно запрашивая у водителей фотографии с документами прямо во время поездки. Однако проблема продолжает быть актуальной. 

Несмотря на все проблемы, пользователей каршеринга в крупных городах с каждым годом становится только больше. На рынок приходят новые компании, а старые увеличивают собственный автопарк.

Эксперты уверены, что популярность сервисов будет только расти. А в  Госдуме сообщают о разработке регулирующего каршеринг закона.

Дорожная ситуация в России стремительно меняется. Приход на рынок каршеринга в будущем может позволить жителям мегаполисов полностью отказаться от владения личными автомобилями. Однако система пока далека от идеала.

 

Автор: Павел Алексеев

Подпишитесь на нас в соцсетях

VK



Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Поиск по сайту

Тэги по теме