Уже не игрушки: почему киберспорт в России начинает умирать

Кажется, что профессиональные соревнования по компьютерным играм появились в нашей стране совсем недавно, хотя на самом деле первый  официальный турнир по Warcraft прошел в России в 1996 году - 25 лет назад.

С тех пор серьезное увлечение играми не только перестало быть зазорным, но и начало ассоциироваться с высокими спортивными достижениями. В 2016 году киберспорт был официально признан в России видом спорта и включен в соответствующий реестр. Однако, несмотря на бурное развитие, профессионализма отечественной сцене не хватает. Отдельные истории с мошенничеством на турнирах вовсе заставляют усомниться в том, что киберспорт может стать действительно массовым культурным явлением в нашей стране.

Деньги – зло?

Как бы парадоксально это ни звучало, киберспорт страдает одновременно от переизбытка и недостатка денег. Средства зачастую сосредоточены в одной конкретной дисциплине, или в призовом фонде одного турнира. Всем остальным спортсменам приходится жить на «зарплату», сильно варьирующуюся от организации к организации.

Обычный спортсмен, способный показывать хорошие результаты на мировых турнирах, но не входящий в десятку лучших команд, получает среднюю по московским меркам зарплату. Важно отметить, что топовые коллективы ведут свою деятельность именно в столице России.

Однако в киберспорт идут не за зарплатами. Призовые крупных турниров вроде The International по Dota 2 могут исчисляться миллионами долларов. Призовой фонд десятого «чемпионата мира» по этой игре преодолел отметку в 40 миллионов долларов.

Игроки, проявившие себя на крупных турнирах, также получают дорогие призы от спонсоров. К примеру, игроку, признанному лучшим на турнирах серии ESL в награду доставался сертификат на покупку автомобиля марки «Мерседес-Бенц».

Ради попадания в топы молодые люди тренируются по 15 часов в сутки и собираются на буткемпы (Организация оплачивает игрокам дом или квартиру, в которой они живут и тренируются). Но несмотря на проделанную работу, большинство игроков никогда не выходит на турниры с действительно крупными призовыми.

Из-за желания заработать у некоторых игроков возникает соблазн нарушить правила и сыграть на ставках против своей команды, чтобы затем умышленно проиграть, получив прибыль, эквивалентную коэффициенту букмекерских контор. Разумеется, такие случаи часто разоблачают, однако желающих «ставить не на себя» с каждым годом становится только больше.

Ставки «не на себя»

В отличие от большого спорта, за мошенничество со ставками в киберспорте наказывают совсем не строго. Игроки, попавшиеся на махинациях, теряют возможность участвовать на крупных турнирах, однако не несут ответственности перед законом. При этом медийность таких игроков со временем может оправдать их перед сообществом. Показателен пример российского игрока Алексея Solo Березина, которого поймали на ставке против своей команды в 2013 году. Преднамеренный слив породил множество мемов с цифрой 322. Именно столько получил Александр, поставив 100 долларов против своей команды при коэффициенте 3.22. После инцидента игрока забанили на турнирах SLTV Starseries, однако, спустя всего четыре месяца Solo смог снова сыграть на этом турнире в качестве замены для команды RoX.KIS.

История Алексея Березина показательна еще и потому, что попавшийся на мошенничестве игрок раскаялся и начал прогрессировать. В 2017 году он попал на чемпионат мира по Dota 2, а позднее появлялся на телевидении в программе «Вечерний Ургант», мелькнув перед далекой от компьютерных игр аудиторией. 

Однако сам факт того, что Solo пробился в «элиту» киберспорта, дает некую индульгенцию для игроков в турнирах «второго эшелона». Именно там мошенничество процветает до сих пор.

Большое мошенничество на «маленьком» турнире

Широкий резонанс получила история, произошедшая весной этого года  на «Всероссийской киберспортивной студенческой лиге». Турнир был организован Федерацией киберспорта России. Официальная спортивная организация, ответственная за развитие в России массового компьютерного спорта, решила провести турнир между университетами по пяти разным дисциплинам. Призовые места распределялись по итогам подсчета суммы баллов, набранных командами университетов во всех играх.

Во многом итог соревнований решался баллами, получаемыми в матчах по дисциплине Starcraft 2. В финале турнирной сетки встретились команды из Самарского государственного технического университета (СамГТУ) и Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ). Призовые за победу в общем турнире были не столь значительны, однако результаты встреч напрямую влияли на попадание команд во всероссийские финалы.

Матч между игроками из СамГТУ и УГНТУ проходил до трех побед. Игрок из Самары (Ignis), согласно внутриигровому рейтингу значительно уступал своему сопернику из Уфы (Ashbringer). В групповой стадии игроки пересекались, и Ignis ожидаемо проиграл своему визави, однако смог пройти в грандфинал по нижней сетке турнира.

Важно отметить, что из-за неблагополучной эпидемиологической ситуации в стране ФКС не стала проводить финал турнира на большой арене в Москве. Вместо этого все игроки находились в своих городах, однако по правилам должны были играть из компьютерных клубов под присмотром судьи.

Противостояние в финале показалось комментаторам странным с самого начала. Ignis, всю групповую стадию игравший на одной из трех доступных в Starcraft 2 рас, неожиданно решил играть в финале за другую. Правилами такая смена стратегии не запрещена, однако нужно понимать, что игра за разные игровые фракции требует от киберспортсмена совершенно разных знаний и навыков. Еще более странным выглядело неожиданное повышение класса игры участника из СамГТУ. В первой встрече он играючи расправился над оппонентом, несмотря на статистику, говорящую не в его пользу. Та же история повторилась и во втором сете, после чего зрители и комментаторы попросили судью в Самаре сфотографировать Ignis’a во время игры, чтобы удостовериться, что за компьютером находится именно он.

На третьей карте комментаторы получили фотографию игрока СамГТУ, сидящего за компьютером во время противостояния. Однако именно в этом матче Ashbringer без труда захватил инициативу и быстро расправился над оппонентом. Зрители недоумевали и обвиняли  Ignis’a в том, что в первых матчах за него играл другой человек. Однако судья из ФКС в Самаре заявил, что нарушений правил не было и все игры были сыграны участником из СамГТУ.

Финал турнира закончился со счетом 3-2 в пользу игрока из Самары, что обеспечило его университету проход во всероссийские финалы. Однако странный ход противостояния побудил одного из комментаторов с игровым ником  Alex007 провести собственную проверку и проанализировать игры.

Разобрав каждое противостояние, комментатор пришел к выводу, что за Ignis’a точно играл другой человек. В качестве доказательства собственной теории Alex007 выпустил на своем YouTube канале полный анализ всех матчей. В ходе расследования комментатор проанализировал горячие группы клавиш, которыми пользовался игрок СамГТУ в финале. Подобные «хоткеи» можно назвать виртуальным отпечатком, поскольку они отличаются у каждого отдельного игрока. 

Сравнив полученный «отпечаток» с общей базой профессиональных игроков в Starcraft 2 в Самаре, комментатор нашел точное совпадение. Оказалось, что вместо студента за компьютером сидел профессиональный игрок с никнеймом MasterVasya.

Вышедшее расследование в короткие сроки набрало 200 тысяч просмотров на YouTube. Нарушение стали активно обсуждать в игровой среде, после чего дисциплинарный комитет ФКС России провел собственную проверку и подтвердил, что за СамГТУ в финале выступал другой человек. Результаты матча были пересмотрены, а Ignis и MasterVasya получили спортивную дисквалификацию сроком на 10 месяцев. 

«За неправомерное использование игровых аккаунтов (учетных записей) применить к спортсмену СамГТУ Никите Русскину спортивную санкцию в виде спортивной дисквалификации сроком на 10 месяцев. 

За неправомерное использование игровых аккаунтов (учетных записей) применить к спортсмену Василию Дарьютину спортивную санкцию в виде спортивной дисквалификации сроком на 10 месяцев. 

За неправомерное использование игровых аккаунтов (учетных записей) применить к спортивной команде СамГТУ спортивную санкцию в виде исключения всей сборной университета из числа участников соревнований «Всероссийская киберспортивная студенческая лига» (сезон 2021)» - выписка из решения дисциплинарного комитета ФКС России.  

Смешное наказание

Несмотря на то, что справедливость восторжествовала, нельзя не отметить, что нарушению способствовал представитель ФКС, выступавший судьей в Самаре. На него также наложили санкции, однако сам факт мошенничества со стороны судьи оставляет темный отпечаток на российском киберспорте.

«За вмешательство в ход соревнований применить к официальному лицу компьютерного спорта Евгению Леонову спортивную санкцию в виде запрета на выполнение лицом конкретной функции, а именно судейства соревнований по компьютерному спорту, непосредственного участия в организации и проведении соревнований по компьютерному спорту под эгидой ФКС России, а также участие в таких соревнованиях сроком на 11 месяцев. Применить спортивную санкцию в виде штрафа в размере 50 000 рублей условно с установлением испытательного срока длительностью 2 года.», - выписка из решения дисциплинарного комитета ФКС России.  

Опыт других стран

Для сравнения, в других странах мошенничество на киберспортивных турнирах может привести к началу уголовного преследования и реальному тюремному сроку. Редакция «Журнала» пообщалась с экс-менеджером крупной московской киберспортивной команды, два года назад уехавшим по контракту в Европу. Из-за специфики подписанных им соглашений эксперт пожелал остаться анонимным.

«Ситуация в финалах российской лиги по Starcraft практически невозможна в Европе, поскольку здесь каждый участник такого мошенничества быстро оказался бы за решеткой. В целом, низкая ответственность за обман делает российский киберспорт мертворожденным. Я лично знаю команды, в которых подставные матчи устраивались на уровне руководства. Все профессиональные игроки в России знают об этом, однако никто ничего не говорит, поскольку скандалы никому не нужны».

Менеджер указал на отсутствие конкуренции в верхнем эшелоне российских команд, из-за чего в состав берут игроков с темным прошлым.

«Каждый год на сцене видно одни и те же лица. Парни миксуются между собой в разные составы, выступают под флагами разных организаций. Но свежей крови слишком мало. Старым игрокам создают комфортные условия для тренировок и платят нормальные бабки за то, чтобы они просто сидели и играли весь день. Для простого парня почти невозможно конкурировать с ними, если он конечно не гений игры. Попадаются единицы, кто готов все свое время тратить и выбиваться наверх. Но в основном такие ребята ничего не добиваются и остаются в тир-2 стаках».

Эксперт отметил, что Федерация киберспорта России была создана для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Однако организация не справляется со своими обязанностями и попадает в скандалы.

«В профессиональной среде к ФКС относятся пренебрежительно. Все рофлят (смеются) над мужиками в пиджаках, которые пытаются руководить федерацией. Сама задумка с организацией турниров для малоопытных игроков может и неплохая, но опять же, не хватает финансирования. Для развития киберспорта нужно нанимать профессионалов, проводить тренировки, искать перспективных новичков. А то, что ФКС делает сейчас – это просто смех. Достаточно взглянуть на их призовые, чтобы понять, что пробиваться нужно своими силами».

Бывший менеджер российской киберспортивной организации рассказал, что отечественные игроки зачастую уезжают в зарубежные команды, когда добиваются хоть каких-то высот.

«Многие ребят из России стремятся уехать и играть в других странах. Не всегда в Европе или Америке – некоторые, например, уезжают в Турецкий регион или Океанию. Уровень игры там ниже, но условий для комфортной жизни обычного игрока – больше. Компании готовы привлекать спонсоров и обеспечивать своих игроков нормальными зарплатами выше рыночных, да и скандалов там гораздо меньше. Как мне кажется, в российском киберспорте слишком высокая конкуренция в командах второго тира. Каждый думает, что вот, сейчас я стану местным Фейкером*. Но на деле такие ребята обычно разочаровываются и забивают через год-два».

(*Faker, — корейский профессиональный игрок в League of Legends, прославившийся тремя чемпионскими титулами в составе команды SKT T1.)

На вопрос, как изменить сложившуюся ситуацию, собеседник редакции ответил так:

«Нужно в первую очередь открывать учебные центры для тех, кто хочет серьезно заниматься киберспортом. Это каждый год обсуждается, но конкретных сдвигов я лично за время работы в Москве не заметил. Игроки должны понимать, что в киберспорте нельзя заработать легких денег, делая ставки против своей команды или играя за другого человека. Пойманных на подобных нарушениях нужно навсегда отстранять от участия в крупных турнирах. СНГ сцене не хватает внутренней гигиены. У нас действительно много талантливых и перспективных игроков, однако вся грязь вокруг киберспорта не дает ему развиваться как «Спорту» с большой буквы. Нужно понимать, что в Европе все тоже далеко не идеально. Но мошенничества тут гораздо меньше».

Есть ли свет в конце тоннеля?

Несмотря на общий пессимистичный настрой, российский киберспорт все еще остается перспективным направлением, показывающим впечатляющие темпы ежегодного роста.

Исследовательская компания PwC в 2019 году оценила отечественный рынок в $28,6 млн. аналитики предсказывают ежегодный рост порядка 20% в 2021-2023 гг. По оценке портала RB, российская аудитория киберспортивных соревнований в 2020 году составила 22,5 млн человек. Представители индустрии уверены, что через 10 лет аудитория некоторых киберспортивных дисциплин станет выше аудитории традиционного футбола.

В аналитическом агентстве Nielsen Sports приводят статистику, согласно которой спонсоры российского киберспорта получают высокие показатели возврата инвестиций: 3 рубля на каждый вложенный рубль. Хорошие экономические показатели позволяют надеяться на то, что со временем инвесторы обратят внимание на теневую сторону киберспорта и заставят организаторов соревнований пристальнее следить за действиями игроков.

 

Автор: Павел Алексеев

Подпишитесь на нас в соцсетях

VK



Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Поиск по сайту

Тэги по теме